Сколько стоит производство настольной игры. Магеллан — производство настольных игр и подарков в России

08.11.18 19 765 16

Как запустить международную сеть развивающих настолок

Сергей не нашел подходящих настольных игр для сына и придумал их сам.

Маша Шаповал

поговорила с основателями бизнеса

Вместе с другом он открыл интернет-магазин в Санкт-Петербурге. Через шесть лет этот бизнес приносит 1 миллион рублей в месяц.

Сейчас игры продаются в России и Восточной Европе, Израиле и Чили, Японии и на Тайване. Вот как ребята к этому пришли.

Как запускались

В 2012 году Сергей запустил кружок, чтобы научить сына и его друзей базовым школьным навыкам: считать, умножать, понимать основы физики, моделирования и узнавать геометрические фигуры. Он хотел, чтобы дети учились этому через игры. Сергей фотографировал занятия и рассказывал о них в блоге в «Живом журнале». За полгода на блог подписались 1000 человек.

Сергей по образованию психолог, а в тот момент работал в консалтинге: проводил тренинги для офисных работников. Он изучил учебники начальной школы, нашел много сложных для детей моментов и придумал на эти темы настольные и подвижные игры. Сергей показал макеты другу Антону: они решили, что такие настольные игры могут пользоваться успехом.

Сергей подготовил макеты первых четырех игр: три о числах и счете, четвертую - о геометрических фигурах. Знакомые дизайнеры нарисовали ребятам макет сайта по бартеру: за тренинги и консультации по бизнес-презентациям, копирайтингу, публичным выступлениям и инфографике. На разработку отдельных элементов потратили 50 тысяч рублей.

50 000 Р

потратили предприниматели на дизайн макетов игр

Оставалось напечатать карты для настолок на больших картонных листах, а потом вырубить их и собрать в колоды. Немногие типографии умели такое делать, поэтому первый тираж напечатали через знакомых. Для второго, более крупного тиража, типографию пришлось искать месяц.

Первые продажи

Продажу игр оформили на ИП Сергея. На тот момент он уже был предпринимателем - проводил тренинги.

В октябре 2012 года предприниматели отправили первые игры на оценку организаторам игротек. Это мероприятия, где люди собираются в кафе, чтобы поиграть в настолки.

Одновременно запустили предзаказ на петербургском родительском форуме. Там ребята нашли посредника, который собирал предзаказы и деньги с клиентов за процент от продаж. Играми заинтересовались педагоги детских клубов и ведущие развивающих занятий - заказывали настолки для учеников и советовали родителям. Для первой партии Сергей и Антон напечатали четыре игры по 500 экземпляров.


Не обошлось без промахов. Некоторые коробки пришлось печатать несколько раз: картон был слишком толстый и силы клея не хватало, чтобы его удержать. На партию ушло 450 тысяч рублей - эти деньги Антон взял в долг под бонус на основной работе.

Сергей и Антон собрались доставлять игры сразу после новогодних праздников. Время поджимало, поэтому ребята приехали в типографию помогать: прорезали карты, собирали колоды и складывали их в коробки. Тираж складывали в арендованные ячейки на складе.

450 000 Р

заплатили Сергей и Антон за печать первой партии игр

За первый месяц предприниматели продали 900 игр и выручили на них 240 тысяч рублей. Через три месяца нашли и первого оптового партнера - это был интернет-магазин детских игрушек, руководитель которого прочитал о проекте ребят в «Живом журнале». В магазин ушло 100 игр.

Расходы на запуск, 2012 год - 510 000 Р

Печать 2 тысяч игр

450 000 Р

Дизайн макетов игр

50 000 Р

Аренда ячеек на складе

10 000 Р

бесплатно

Как придумывают игры

Дети в начальной школе еще не вовлечены в процесс обучения. Чтобы их заинтересовать, нужна игровая форма. Механики, которые используют в играх «Банды умников», не новые. Например, некоторые работают по принципу домино: дети находят и сопоставляют одинаковые картинки и параллельно учатся считать.

Во все настолки можно играть без ведущего - с ребятами того же возраста или даже со взрослыми. Например, в «Зверобуквы» часто играют семьей. В игре два набора карточек: с буквами и с животными и их названиями. Участники по очереди открывают карточки-буквы и сравнивают их с буквами, которые входят в названия зверей. Тот, кому досталась последняя буква в названии зверя, забирает карточку себе. Побеждает участник, набравший больше карточек. Ребенок может выиграть у взрослого, даже не зная алфавит. Он сопоставляет нарисованные буквы и запоминает их в процессе.



Обычно Сергей работает над несколькими темами одновременно. На придумку одной игры уходит от дня до года.

Прототипы проходят проверку у команды: сотрудники пробуют их, записывают, что поменять, и считают, во сколько обойдется производство. До выпуска продают тысячу экземпляров частным клиентам и мелким оптовикам. После первого тиража в 5 тысяч собирают отзывы и по ним улучшают игры.

Сегодня у «Банды» в ассортименте 21 игра. Темы: счет, умножение, геометрия, логика и чтение. Самые популярные - «Зверобуквы» за 790 рублей, «Читай-хватай» за 890 рублей и «Турбосчет» за 490 рублей.

790 Р

стоит в «Банде» одна из самых популярных игр «Зверобуквы»

Кроме обучающих игр Сергей и Антон запустили две новые линейки: развлекательные квестики и развивающие тетради. Квестики - это квест по поиску подарка с карточками и загадками. Их закупают магазины подарков. Тетради готовят детей к школе: учат считать, писать и учить буквы. И квестики, и тетради обычно стоят дешевле развивающих игр.

Еще одно направление - корпоративные подарки. «Банда» печатает свои игры для детей сотрудников с брендированием компании.



Команда и офис

Первый год ребята работали вдвоем, совмещая бизнес с основной работой. Сергей придумывал игры и вел соцсети. Антон общался с частными и оптовыми заказчиками, следил за доходами и расходами, собирал и отправлял заказы через курьеров.

В 2013 году поток заказов вырос до 6 тысяч игр в месяц, и ребята наняли удаленного работника - маму с детьми. Она общалась с покупателями и отправляла заказы.

Продажи по-прежнему росли, и через год ребята перестали справляться втроем. Сергей и Антон уволились с основных работ и нашли на «Хедхантере» продажника, сммщика, помощника и кладовщика. Для команды сняли офис со складом на 45 м².


Сейчас в «Банде» работает 45 человек. У ребят нет иерархии - сотрудники объединяются по проектам. Например, на проект подарков на новый год в команду собираются дизайнеры, продажники и маркетологи.

Сергей с Антоном поделили бизнес 50 на 50. Антон ведет операционную деятельность: он отвечает за то, чтобы заказы приходили, деньги выплачивались, а акции проводились. Идеи, контент, игры, стратегия и бренд - сфера Сергея. Партнеры договорились, что каждый принимает финальное решение по своему блоку. Так у них получается не ссориться.

Предприниматели используют многоступенчатый процесс подбора: проводят собеседование, дают тестовые задания, устанавливают испытательный срок с конкретными показателями. Но даже с такой системой находить сотрудников сложно.

Однажды ребята взяли трех стажеров на должность дизайнера, но никто не подошел. Два кандидата не справились с задачами и темпом. Третий прошел оплачиваемую недельную стажировку и рассчитывал, что уже на следующий день выйдет на работу.

Но «Банда» всегда берет паузу на несколько дней, чтобы подумать. В тот же вечер стажер дал «Банде» отрицательную рекомендацию на сайте отзывов о работодателях. Команда решила с ним не сотрудничать.


Клиенты и продвижение

Основные клиенты «Банды» - родители, организаторы совместных покупок, интернет-магазины игр и подарков. Еще есть компании, которые закупают игры как корпоративные подарки детям своих сотрудников.

Для каждой категории клиентов ребята делают посадочную страницу с подборкой рассылок. Если ребенок не может выучить умножение, для его родителей делают серию из 7 писем. Родители читают рассылки, заходят по ссылкам в соцсети, подписываются на другие рассылки и получают скидки на игры. Такие клиенты доверяют компании и готовы купить больше, чем те, кого сразу ведут на страницу игры.

Служба поддержки общается с клиентами в системе «Омнидеск». Менеджеры отслеживают, какие рассылки получил клиент, чем он заинтересовался и какие вопросы уже задавал. Так команда может предложить игру, которая больше всего ему подойдет.


Выход на международный рынок

В 2014 году игры «Банды умников» стали заказывать из-за границы. Например, ребята получили 15 заказов из Австралии. Руководитель местного математического лагеря порекомендовал игры ребятам из русскоговорящих семей.

Когда курс доллара вырос, издержки на игры не изменились, а рентабельность международного рынка игр выросла. Ребята поехали со своим стендом на ежегодную выставку детских товаров в Нюрнберге - это самая большая выставка в этой сфере. За участие заплатили 2,5 тысячи евро.

Игры «Банды» сразу привлекли внимание участников. За два часа у ребят на стенде побывали 15 представителей сетевых детских центров и издатели из Венгрии, Саудовской Аравии, Финляндии и США. Они спрашивали, где купить игры и есть ли перевод на их язык.

Сначала удалось договориться с Венгрией. Сергей и Антон продают игры в этой стране только одному магазину - такая схема называется эксклюзив. «Банда умников» производит игры, создает для них страницы и подсказывает насчет продвижения, а партнеры учитывают эти советы и продают игры своим покупателям. Позже эксклюзивные партнеры появились в Израиле, Китае, на Тайване, в Венгрии, Литве, Латвии и Японии.

В странах вроде Германии и Великобритании на таких условиях работать не получается. Это высококонкурентные рынки, а «Банду» там еще никто не знает, поэтому партнеры ждут, что им продадут лицензию на игры или дадут 80%-ные скидки. «Банда» не продает свою лицензию: тогда бы партнеры сами выпускали игры, а ребята никак не влияли на этот процесс. Предоставлять такие большие скидки Сергей и Антон тоже не готовы.

Чтобы немецкие партнеры согласились на условия, которые выгодны «Банде», предприниматели повышают популярность игр на местном рынке. Наши герои нашли сотрудника со знанием немецкого, завели соцсети для местной аудитории, продают игры на «Амазоне» и продолжают участвовать в выставках. Сейчас в Германии к Сергею и Антону приходят по шесть новых клиентов в неделю. Предприниматели уверены, что спустя время партнеры сами предложат сотрудничать на эксклюзивных условиях.

Михаил Акулов и Иван Попов превратили развлечение в прибыльный бизнес. Издательство Hobby World, выросшее из их компаний, выпускает более 1 млн игр в год и в 2015 году принесло основателям более 1 млрд руб. выручки

Основатели HobbyWorld Михаил Акулов и Иван Попов (слева направо) (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Лабиринт хобби

Одессит Александр Ушан придумал настольную игру «Находка для шпиона» на основе собственного опыта. Студентом в начале 2000-х он работал на сахарной фабрике, и однажды ему пришлось вместо директора приехать на подписание крупного контракта. Чтобы не выдать свою некомпетентность, Ушан старался отвечать на вопросы витиевато, но звучать при этом уверенно. Именно так должен вести себя игрок в придуманной им игре «шпион», чтобы его не вычислили остальные игроки.

Весной 2013 года Ушан представил игру на выставке «Игросфера» во Львове, где ее заметил директор по развитию издательства настольных игр Hobby World («Мир хобби») Николай Пегасов. «Он сразу сказал, что игра ему понравилась, а на следующий день мы ударили по рукам», — вспоминает Ушан. В сентябре «Находку для шпиона» издали пробным тиражом 2 тыс. экземпляров в России, а в 2014-м начались успешные продажи за рубежом: только в США в 2015 году было продано 80 тыс. копий «Находки для шпиона» под названием Spyfall. Сейчас игра переведена на 26 языков, и, по данным компании, на 2016 год на игру было сделано порядка 200 тыс. предварительных заказов. Ее автор, по подсчетам РБК, только на роялти с зарубежных продаж мог заработать не менее $30 тыс.

Ушан — один из нескольких российских авторов, игры которых обнаружило, адаптировало и выпустило издательство Hobby World, основанное в 2010 году на базе двух компаний — «Смарт» Михаила Акулова и Ильи Карпинского и «Мир фэнтези» Ивана Попова и Максима Истомина. История Hobby World уходит корнями в начало 2000-х, когда Акулов и Карпинский открыли в Москве на Полянке клуб настольных игр «Лабиринт», а вместе с ним издательство «Смарт» для выпуска настольных игр. «На рынке тогда практически ничего не выпускалось, кроме клонов «Монополии» и ходилок «кинь кубик, двинь фишку», — вспоминает Акулов. Партнеры решили занять пустующую нишу.

В 2003 году в клубе Акулов познакомился с Иваном Поповым и Максимом Истоминым, которые пришли демонстрировать свою игру «Берсерк». Год спустя клуб пришлось закрыть из-за убытков. Акулов продолжил выпускать настольные игры, а «Мир Фэнтези» Попова и Истомина — коллекционные карточные игры (ККИ): помимо их собственного «Берсерка» они стали выпускать в России ролевую настольную игру Wizards of the Coasts. Со временем две компании начали соперничать. «Нам стало тесно в наших нишах, мы стали залезать на территорию ККИ, а они стали делать настольные игры. В какой-то момент нам пришла идея, что лучше объединить наши активы, чем бессмысленно конкурировать: каждый пытался наращивать ту долю рынка, в которой он не очень понимал», — вспоминает Акулов. «У нас были по сути разные рынки, и чем больше мы начали пересекаться, тем более очевидной казалась мысль о слиянии», — вспоминает Иван Попов.

Именно Попов в 2010 году выступил инициатором слияния двух компаний. В объединенной компании акционеры распределили доли поровну. На то, чтобы соединить все бизнес-процессы, ушло почти три года, однако эффект проявился уже в первый год: «Слияние активов дало нам очень хороший boost — наша выручка в течение года выросла на 60-70%», — говорит Акулов.

Сейчас компания зарегистрирована на кипрский офшор «Хоббиворлд Лимитед», в числе совладельцев — Михаил Акулов, Иван Попов и другие акционеры (их имен Акулов и Попов не раскрывают). Небольшими опционами владеют сотрудники издательства.

Hobby World в цифрах

Более 1 млн игр издала компания Hobby World в 2015 году

От 290 руб. до 9 тыс. руб. варьируется цена на игры Hobby World, средний чек за одну коробку — 900-1300 руб.

Более 1 млрд руб. составила выручка Hobby World в 2015 году

От 4% роялти получает автор игры с каждой проданной коробки

$10-15 тыс. стоит разработка настольной игры

До 100% доходит рентабельность самых успешных игр

Около 7 млрд руб. составил объем российского рынка настольных игр за 2015 год

Более 50 тыс. наименований настольных игр выпущено в мире

Источник: данные компании, Discovery Research Group

На Запад

Hobby World работает на три направления: покупает лицензии западных игр и адаптирует их для российского рынка; покупает, дорабатывает и выпускает оригинальные игры российских авторов; продает лицензии на выпуск российских игр за рубежом.

Первое направление Акулов начал развивать еще в 2002 году, когда его компания «Смарт» купила у немецкого издательства Franckh-Kosmos Verlags лицензию на игру Die Siedler von Catan и начала выпускать ее на российском рынке под названием «Колонизаторы». «Это был прорыв для индустрии: незнакомые люди приехали на выставку, познакомились с одной из ведущих компаний в игровой индустрии и получили право не просто купить коробки, переведенные за рубежом, а лицензию, чтобы самим выпустить эту игру в России», — вспоминает Акулов.

По словам Акулова, западные компании неохотно отдавали лицензии на российский рынок: для них выгоднее было производить все в одном месте и продавать готовые коробки. Акулову и Попову, несмотря на трудности с качеством, было выгоднее местное производство: оно позволяло снизить отпускную цену на 25-50%. Кроме того, продажа коробок не так выгодна для продавца, говорит основатель компании «Мосигра» Дмитрий Кибкало. Если речь о зарубежном бренде, процент отчислений в пользу ее владельца доходит до 8-10%, а их общая сумма может превышать сотни тысяч долларов, говорит Акулов.

Критерии для отбора игр просты. «Игра должна быть уникальной — не смесью существующих движков, а единственным в своем роде механизмом. И она должна понравиться Михаилу и мне», — говорит Иван Попов. При этом игра должна быть обернута в красивую оболочку и быть адаптированной под рынок. «Например, очень известная игра «Каркассон» задумывалась в свое время как игра про паломничество в Святую землю, а сейчас это скорее пазл про собирание замка, который продается миллионными тиражами по всему миру», — приводит он пример. Но, несмотря на опыт и многочисленные тесты, игра может провалиться. «Например, одна из игр, которые входят в топ-3 американских продаж, «Повелитель Токио» (King of Tokyo), очень плохо продается в России, — приводит пример Акулов. — А игра «Грузи и вези», наоборот, снята с продаж по всему миру, но отлично расходится у нас и в Бразилии».

Поиском авторов в Hobby World занимается продюсерский отдел, который потом принимается за доработку игр. Если западную игру можно адаптировать и выпустить за месяц, то в случае с авторскими играми процесс доработки иногда занимает более года. Авторы получают роялти в размере от 4% с каждой проданной коробки. При подписании договора издательство платит им аванс в размере суммы роялти за половину минимального тиража (около 2-3 тыс. экземпляров), а далее авторы каждые полгода получают процент с продаж. Полностью обеспечить себя за счет авторских отчислений удается только профессиональным авторам, у которых несколько игр издаются многотысячными тиражами — для большинства же разработчиков это хобби, которое приносит дополнительный заработок. По словам Акулова, целиком права на игру компания не покупает. «Мы заинтересованы в том, чтобы автор тоже с нами зарабатывал деньги. Если игра будет продаваться большим тиражом, он будет заинтересован в усовершенствовании игры и выпуске дополнений», — говорит он.

Есть еще и третий путь — продажа российских лицензий на Запад. Пока игр, которые активно продаются на западных рынках, у Hobby World порядка десяти, среди них «Находка для шпиона», «Наместник», World of Tanks: Rush по лицензии компании Wargaming. В 2015 году на западных рынках компания выпустила порядка 150 тыс. копий своих игр (в России — 1 млн), в 2016 году рассчитывает продать более 300 тыс. Если в России Hobby World большинству своих партнеров поставляет игры со скидкой 35-40% от розничной цены, то в случае с западными оптовыми компаниями скидка на игру может доходить до 60%.

Производство

При покупке лицензии на западные игры Акулов и Попов производят большую часть компонентов в России, кроме пластиковых, — их, как правило, закупают на Западе. «Производство пластика довольно дорогое, и выгоднее его использовать, когда западные компании собирают мировой тираж на все территории. Это же индивидуальные фигурки, и производство каждой из них отдельно обойдется достаточно дорого», — говорит Акулов.

Первые элементы собственного производства появились у Hobby World еще в 2010 году: подрядчики не обеспечивали нужного качества работы, вспоминает Акулов. «Сначала мы оставили себе сборку элементов, потом начали больше делать самостоятельно. Весь миллион игр мы печатаем самостоятельно, лишь отдельные элементы заказываем у подрядчиков», — говорит Акулов. Со временем стали самостоятельно производить все больше, и сейчас компания организует полный цикл производства настольных игр, не считая производства картона и печати картинок, на фабрике в Твери.

От идеи игры до момента, когда коробка с готовой настольной игрой появится на полке магазина, может пройти от нескольких месяцев до года, а стоимость разработки одной игры может обойтись в $10-15 тыс., говорит Акулов. При этом рентабельность успешных игр может доходить до 100%, говорит он. У отдельных игр рентабельности может достичь и 300%, говорит основатель "Мосигры" Дмитрий Кибкало. «Если взять прямую себестоимость бумажных работ, включая роялти автору, то от цены на полке она составляет 26%. Но нужно понимать, что товар произвели — потом его нужно хранить, доставить, дистрибутировать и пр. У магазина средняя наценка 100%, и огромная ее часть теряется на логистике. Итоговая себестоимость продукта получается намного выше», — объясняет Кибкало.

Помимо Hobby World всего два российских издательства настольных игр — «Мосигра» и «Звезда» — содержат полный цикл производства игр, включая постпечатную обработку, вырубку карт и пр., говорит Кибкало. «Это специфический вид производства, который должен быть нагруженным. Бизнес достаточно сезонный, и если вне сезона нет нагрузки, более мелким издательствам это не по карману», — говорит он. По его словам, «Мосигра» в 2015 году продала в розницу игр на 525 млн руб. По словам Михаила Акулова, оборот Hobby World за 2015 год составил 1 млрд руб., включая зарубежные продажи (прибыль он не разглашает).

Распространение

Поначалу Акулов и партнеры продавали свою продукцию через книжные магазины и маленькие специализированные магазины настольных игр и не хотели строить собственную сеть. «Мы развились как издательство и изначально работали с небольшими специализированными магазинами, которые продавали настольные игры, потому что такие магазины развивают рынок больше всего», — вспоминает Акулов. В результате акционеры Hobby World заключили партнерское соглашение с сетью Hobby Games (ООО «Лавка чудес»), которая насчитает 12 собственных магазинов (шесть в Москве, два в Санкт-Петербурге, остальные в российских регионах, а также в Киеве и Минске) и восемь франшизных. Сеть занимается розничными продажами игр издательства, а также обслуживает другие розничные проекты, например магазин мерчендайза для компании Wargaming и сайт HobbyWorld.ru. Согласно СПАРК, Hobby Games на 99,9% принадлежит «Хоббиворлдлимитед» .

«Изначально Hobby World было единственным издательством, с которым мы сотрудничали, но мы почти сразу же расширились на еще три-четыре зарубежных издательства. Сейчас уже более 20 брендов поставляют нам товар», — рассказал РБК заместитель директора Hobby Games Андрей Кулешов. При этом доля продуктов Hobby World в продажах сети Hobby Games составляет около 40%, говорит Кулешов.

По словам Кулешова, Hobby Games закупает товар у издательства Hobby World со скидкой 35-50% (скидка варьируется на разные виды игр) и продает по рекомендованной издательством цене. Все магазины Hobby Games, как собственные, так и франшизные, работают по единым расценкам. Помимо настольных игр они торгуют аксессуарами для них, комиксами, литературой в стиле фэнтези, связанной со вселенными, в которых развиваются игры. По словам Кулешова, один магазин приносит в среднем 1 млн руб. выручки в месяц, и в нем совершается порядка 50 покупок в день со средним чеком около 600 руб. Около 60% продаж совершаются онлайн, тем не менее большая часть людей приезжает забирать игры самостоятельно, чтобы успеть в них поиграть перед покупкой, говорит Кулешов. По данным СПАРК, выручка ООО «Лавка чудес» в 2014 году составила 76,5 млн руб., а чистая прибыль — 1,5 млн руб.

Сейчас через сеть Hobby Games продается около 20% всей российской продукции Hobby World. Остальное отправляется клиентам напрямую, в книжные магазины Москвы, а также в другие сети, в том числе Metro, Media Markt, «О’Кей», «Республику», «Семь пядей», «Игры роста», «Правильные игрушки IQ Toy» и др. При работе с небольшими магазинами Hobby World старается идти навстречу и отгружать небольшие партии товара на минимальную сумму от 15 тыс. руб., говорит Михаил Акулов. «Мы формируем индивидуальные заказы под магазины. Если магазин хочет два «Манчкина», один «Каркассон» и три «Соображария», мы формируем заказ», — рассказывает он. По словам Андрея Кулешова, это ценное качество при работе с издательством: «Если взять слишком много игр, то мы будем ограничены в количестве, и на наших полках следующая игра может появиться позже, чем у конкурентов в других магазинах. К тому же нельзя предугадать, какая из купленных игр станет хитом, а какая долго будет лежать на полках».

В 2011 году Hobby World запустил программу франчайзинга для магазинов, желающих работать под торговой маркой Hobby Games, и открыл первый франшизный магазин в Калининграде. Чтобы расширить сеть, основатели компании до конца 2016 года не взимают с франчайзи паушальный взнос и роялти и рассчитывают за это время открыть еще два собственных и 15 франшизных магазинов.

Будущее

По оценке компании Discovery Research Group, объем рынка настольных игр в России в 2015 году составил порядка 7,5 млрд руб. — почти на 30% больше, чем в 2014-м. Кризис почти не повлиял на востребованность настольных игр, во многом потому, что хотя по стоимости они сравнимы с походом в кафе или кино, в них можно играть многократно, уверен Михаил Акулов. Цены на игры от Hobby World варьируются от 290 руб. до 9 тыс. руб. за коробку. Правда, продажи игр верхней ценовой категории все-таки просели почти на 50%. «Игры с большим количеством пластиковых компонентов стали продаваться сложнее, потому что они производятся на Западе и их цена росла соответственно с курсом. Потребителю стало сложнее потратить 9 тыс. руб. на настольную игру, несмотря на то что она многократно реиграбельна», — говорит Акулов.

По словам Акулова, потенциально российский рынок настольных игр уже после кризиса может составить до $100 млн. «Это потенциал, на который можно продавать в России, и мы хотим занять весь этот рынок», — убежден он.

Фильтр

Рассчитать доставку

Российские производства настольных игр

занесены в каталог 2020-го г. Список представлен 30-ю российскими компаниями. В стране ведётся производство и продажи оптом. Цены, сроки оплаты - договорные. Представители отечественного рынка:

  • «Пластрум»,
  • «Владспортпром»,
  • «Биплант»,
  • «Технолог»,
  • «Новое поколение» и пр.

Настольные игры - динамичный сектор производства. Прирост производства - 25% и выше. В изготовлении продукции участвуют типографии, комбинаты, издательство. Неизменный хит - «Монополия». Известны логические, карточные, нарды, магнитные дорожные наборы в коробке. Специалисты ведут разработки серий игрушек для детей. Многие покупатели выбирают игру в войны.

Поставляются аксессуары и комплектующие - кубики, фишки, новогодняя упаковка. В проекте дизайна задействованы издатели. Не снижают популярность игральные карты, пазлы, деревянные игрушки - конструкторы. Экономические условия позволяют российским производителям расширять ассортимент. Доставка товаров - Москва и Московская область, регионы, зарубежье.

Компании привлекают к сотрудничеству поставщиков оборудования, магазины подарков, дистрибьюторов. Адрес, интернет-сайт, телефон производителя в закладке «Контакты». Чтобы купить продукцию оптом, заказать прайс - пишите менеджеру. Делайте выбор в пользу заказа российских настольных игр!

У нас тут есть небольшой заводик по производству настольных игр.

Находится в Подольске, как раз на том направлении, где от Москвы ехать всего час на машине. В глухой-глухой промзоне на заводе Зингер, где раньше производили швейные машинки для всей страны, теперь сидит много небольших фирм, делающих то квадрокоптеры, то косметику, то рамки для картин. Вся территория разобрана частными компаниями. Там наш Магеллан.



Мы здесь года два с половиной. Начинали мы в 2009 году с заказов из Китая. Потом напечатали в России первый тираж «Мафии», а затем потихоньку реинвестировали прибыль в проект, закупали оборудование, обучали людей. Вот пару недель назад к нам приехала очередная линия станков, которая опять всё резко поменяет. С сотен коробок в месяц пять лет назад мы доросли до отгрузки десятков тысяч в месяц. Поэтому, на радостях, я хочу показать вам, как устроено наше производство.

Надо начать с того, что когда мы говорим о производстве в России, следует учитывать особый антураж места. В прошлом месяце к нам в гости приезжали европейские партнёры смотреть линию. Когда они увидели вот этот кусочек промзоны по дороге в наши цеха, то решили, что мы везём их мочить. И реально напряглись.

Ну и вторым шоком для них стало то, что по производству никто не ходит в антипылевых скафандрах, а по углам не жужжат глянцевые белые роботы. Сразу предупрежу, что пока автоматизировано далеко не все. В России даже в нашей сфере многое делается руками. Труд сборщика банально дешевле, чем внедрение автомата. А ещё сборщик, как правило, умнее. Но к делу. Вот так выглядит портал для разгрузки грузовиков: машина может заехать прямо в дверь, где находится лифт.

Оттуда ходит лифт прямо в цех.

Путь детали
Игры в этом мире собираются из компонентов. Например, в простой игре «7 на 9» есть только пять типов компонентов: правила, коробка, карты, ложемент и контрольная карта. И всё это из бумаги. А вот в большом «Шакале», например, ещё поле, фишки, монеты – там и пластик, и дерево, и бумага, и специальная обработка коробки. А в «Волшебнике Изумрундного города» до кучи большой кубик со скруглёнными краями, который в первой партии вообще делался так: дерево в Китай – из Китая на Украину шарики, из шариков делаются кубики со скруглёнными краями – выжигание по ним в Подмосковье, сборка в Подольске.

Вот этот кубик:

Сейчас, конечно, с ним всё проще, из других городов – только Волгоград.

Общий цикл такой:
1. Сначала надо сделать всё, что внутри коробки и положить на склад. Когда в одной точке реальности пересечётся всё сразу – будет игра. Бумажное и картонное делается у нас. Это, к счастью, позволяет теперь контролировать цвет от тиража к тиражу. Сначала на склад приезжает бумага или картон, по ней делается печать, всё это режется и обрабатывается, ламинируется, кашируется и так далее. В общем, превращается в готовую карту или готовые правила. Дерево и пластик – частично у нас, частично у сторонних партнеров. Бакеллит (искусственный камень, например, на фишках «Улья») заказываем, но когда-нибудь будем делать сами. Металл льём у партнёров. Вся разработка у нас.
2. Игры без коробки не бывает. Более того, от коробки зависит радость получателя и продажи. Делается у нас, коробка собирается из листа картона.
3. Затем идёт сборка всего этого дела – надо взять определённое количество компонентов и положить в строго определённые коробки.
4. Потом – термоусадка: многие игры заворачиваются в герметичную плёнку.
5. Контроль качества. Приходит специально обученный злыдень и открывает до 10% коробок тиража, смотрит на все косяки и пересчитывает компоненты. Если вскрывается хоть один косяк – открывается и заново обрабатывается вся партия.
6. Затем игры пакуются в коробки и отправляются во взрослую жизнь.
Начнём со склада сборки. В пакетах и коробках приезжают компоненты, произведённый в других местах. Вот один из рядов:

Склад сборки - это пересечение нескольких производственных линий. Не всё умеют делать в России – например, те же песочные часы. Соответственно, эти компоненты заказываются у поставщика и кладутся на склад. Затем они проверяются на качество (это не всегда можно сделать при приёмке) и снова кладутся на склад, но в другую секцию.

Вот эти песочные часы, они приезжают вот такими блистерами. Основные проблемы бывают с конденсатом, когда часы возят по морозу после тёплого склада транспортной компании, например. Если обнаруживается конденсат, поставщику или транспортной компании возвращается вся партия - влажный песок слипается комками и часы становятся непригодными.

Многие типографские вещи куда дешевле и быстрее делать самостоятельно. Как говорит руководитель производства «Так в два раза дешевле, что аж в два раза».

Но давайте пойдём на склад. Вот правила для игры «Бум» (книжка толстая, потому что там несколько страниц правил – и много-много рассказов о персонажах из игры, она же познавательная):

Кубики приезжают вот так:

Неразрезанные листы карточек:

Отдельные карты:

Коробки мы делаем сами. Учитывая, что будучи пустыми они плотности напоминают воздух, хранить их очень невыгодно, поэтому все большие коробки производятся по методике JIT - just in time. Но они всё равно сохнут, поэтому для них есть другой склад. Третий. Мелкие же можно хранить долго. Вот, например, промежуточное складирование готовых:

При этом несобранная коробка (или каркас для неё без запечатки) - это плоский блин.

На каждой коробке есть маркировка – что внутри, сколько.

Вот готовые компоненты, которые нам поставляют. Это «леденцы» батарей для «Космических дальнобойщиков»:

Маркеры из пластика. Обратите внимание, они уже в пакетиках в нужном количестве и промаркированы индивидуальной меткой сборщика.

Ряд компонентов нельзя хранить просто так. Например, карты и поля нужно складывать в пачку и обязательно паковать в плёнку - иначе на складе им довольно быстро придёт кирдык. Это неразобранные поля «Дальнобойщиков», в стрейч-плёнке для сохранности на складе.

Теперь посмотрим на путь коробки. Для начала в эту часть линии приходит стопка листов. Она тяжелая, поэтому появляется в цеху сразу из грузового лифта, например, из такого:

Довольно тонкая по сравнению с коробкой бумага, которая уже запечатана:

Резак умеет забирать стопку и резать по программе.

На выходе из него и после вырубки получаются вот такие листы:

Обратите внимание, они печатаются сразу с образцами цвета и метками для людей и роботов:

Рубятся эти листы по сложной форме в другом устройстве, которое умеет резать не только как гильотиной, но и по произвольно вставленной матрице - и очень точно.

Вот приладочный лист загружается в это устройство:

А вот так могут выглядеть формы, которые вставляются в эту штуку.

Если присмотреться, вы можете увидеть, что эти же формы прекрасно режут не только коробки, но и отдельные картонные фишки. Помните матрицы фишек, которые надо выдавливать перед началом первой игры? Вот откуда они берутся.

Вот неразрезанные листы:

Теперь у нас есть тонкие бумажные листы, которые точно повторяют геометрию будущей коробки в развёртке. Но нужна сама коробка. Она делается из кашированного картона методом, который не менялся последние лет 50, наверное. Нарезаем листы картона на нужные куски (мы это уже проходили - резак с роботом справляется на ура) и тащим их в станок:

Станок представляет собой два вала, между которыми прокатывается картон. Поверх картона кладётся слой клея, поверх клея кладётся бумага с текстурой льна. После этого по этой штуке надо пройтись руками, иначе будут пузыри. А вот текстура:


Если объёкт объёмный (а коробки - они обычно объёмные), через станок прогонятся только уже нарезанный лист с запечаткой, который потом аккуратно кладётся на собранную коробку. Получается вот такая композиция из сохнущих крышек:

А вот новая линия, которая теперь делает это автоматически. Мы всё ещё используем оба варианта – и руками, и роботом, потому что объёмы достаточно велики:

Видите сзади раму для коробки? На это место может вставляться любая форма. Кстати, станок произведён в стране Восходящего Солнца.

Многие производители не особо заморачиваются на внешнюю поверхность дна коробки - типа, его никто не видит, ну и чёрт с ним, давайте заклеим обычным картоном, это проще и дешевле. Мы же готовы потратить немножко больше времени в обмен на полезную штуку, которая повышает возвращаемость игры домой:

Затем коробка сохнет в хранилище сохнущих коробок, а потом они после тщательного осмотра на предмет правильности высыхания отправляются на склад, а потом в сборочный цех. Прямо рядом лежат компоненты, которые также будут нужны для сборки.

Карты рубятся вот такими штуками. Весит каждый нож ого-го, около килограмма:

А вот наш второй склад длительного хранения. Здесь наши европейские друзья особенно насторожились на экскурсии, предчувсвтуя кульминацию:

Теперь идём в сборочный цех. Он начинается с длинных столов:

И кучи источников компонент:

Они вот так натурально вручную раскладываются по пачкам. Например, если нужно собрать колоду карточек к игре - всё будет сделано руками на огромном столе:

Эту работу делают, в основном, женщины, потому что у мужчин терпения на однообразные долгие действия не хватает. Не, парни тоже работают и собирают, но им больше нравится таскать круглое и катать квадратное. Потому что увлекает.

А это технологические схемы сборки:

Требования к сотрудникам такие: руки - чистые, в зубах - санкнижка. Когда сборка заканчивается, всё засовывается, например, в коробку игры. Обратите внимание вот на эти кружочки:

Это - индивидуальная метка сборщика конкретной части игры (например, кладущего ровно по 15 фишек в пакетик). Если в рознице потом выяснится, что кто-то положил 14 фишек, то мы сможем провести расследование и найти того человека, который пропустил это через контроль качества. Он повезёт клиенту новую коробку. Также номер сборщика есть на специальной красной карте внутри больших коробок.

Финал сборки - термоусадка (заворачивание в плёнку). Коробка подаётся на ленте в специальную печку. Рабочий делает движение рукой и накрывает её плёнкой.

Затем захлопывает печь (край крышки отрезает плёнку, коробка оказывается в пакете типа того, что бывают на входе в крупные продуктовые магазины). Дальше - пшшшшш - плёнка греется в печке и плотно охватывает коробку. Процесс неравномерный, поэтому примерно каждый двадцатый раз образуется брак - либо пузырь, либо разрыв в плёнке. В этом случае рабочий срывает плёнку и повторяет процедуру.

В своё время, когда я «купал» игру про подлодки, удалось убедиться, что термоусадка выдержала примерно 20 бросков с размаху с погружениями на полметра в глубину.


Финальное фото, но конкретно здесь уже пришлось снять термоусадку - она бликовала. А вот все тестовые погружения я делал с ней - и внутрь не попало ни капли.

Дальше готовая коробка охлаждается, проходит контроль качества и уезжает на склад, где сразу пакуется в большую коробку (по 12-18 игр) с хорошей такой жесткостью. Любая коробка не подходит - нужно конкретно под эти игры, даже зазор в 1 миллиметр между коробками создаст возможность для деформации при транспортировке. Мы пару раз видели, как разгружают наши товары на железной дороге, поэтому с тех пор стали параноиками в плане «а что если на наш ящик поставят контейнер свинцовых болванок».

Отдельная тема - это окраска фигурок. Вообще, работать с краской у нас в стране не умеет никто. Даже те, кто делает игры десятилетиями красят так, что хочется плакать. Правильно окрашенная фигурка не должна иметь явных пузырей, подтёков или других дефектов, сохранять свою форму (то есть слой должен быть равномерным), не иметь подтёков, быть равномерно окрашенной и не оставлять след на столе после того, как ей провели по нему как мелом с сильным нажимом. В общем, всё это вместе и сразу год назад делали только немцы. Теперь умеем и мы. Фишки теперь радуют нас не переставая:

Вот такие шедевры рождает наша машина для окраски.

Вот офис. Он тут нужен чисто для работы, оптовики и сотрудники, принимающие корпоративные заказы, сидят в центре Москвы.

На стене – выставка достижений, там же хранятся образцы особо крутых компонентов.


А вот Тихон, руководитель нашего производства "Магеллан". Ему адски стыдно за то, что он не смог показать ярких сверкающих роботов, но при этом он безумно горд за то, что смог реально с нуля поднять всё это и сделать так, чтобы наши игры по технологическому качеству были впереди всего того, что делают в стране.

Глава европейцев был в шоке и сказал, что у нас тут «Африка девятнадцатого века», и его очень удивляет, как получается делать так круто. Да, у нас не космос, но мы сделали всё сами с нуля за 5 лет. И это очень греет.

  • Какую франшизу выбрать

В последние годы настольные игры вновь набирают популярность: их часто выбирают в качестве подарка, за Настольной игрой можно отлично провести в кругу семьи и друзей

Пошаговое открытие магазина настольных игр

Польза настольных игр в том, что они развивают ребенка: его логику, мелкую моторику, внимательность, реакцию, зрительную память и другие качества. Кроме того, настольные игры полезны в качестве семейного общения - они отрывают ребенка от компьютера и позволяют несколько часов в день полноценно общаться с родителями.

С точки зрения бизнеса магазины настольных игр не сильно распространены. Все дело в том, что потребитель мало осведомлен о разнообразии и видах настольных игр. Тем не менее, потребность в настольных развлечениях есть. Рентабельность подобного бизнеса достигается за счет яркого ассортимента и грамотных продавцов.

В пользу открытия магазина настольных игр говорит тот факт, что конкуренция в этой сфере попросту отсутствует. В крупных городах едва можно встретить 2-3 магазина, что тут говорить о средних и небольших городках с населением от 100-500 тыс. человек.

Ключевое значение при открытии дела — правильно подобранное место. Здесь важны такие показатели как: отдаленность от центра города — чем ближе, тем лучше (спальный район не лучшее решение), и проходимость торговой точки — например, первый этаж торгового центра.

Следующий важный шаг — создание ассортимента товаров. Небольшому островному отделу на 20-25м2 достаточно закупить 40-50 видов настольных игр. Самые популярные игры, те, что обязательно нужно иметь с запасом — мафия, шакал: остров сокровищ, имаджинариум и монополия (классика жанра). При этом не нужно забывать и о рейтингах настольных игр, регулярно пополняя витрины магазина новинками игрового мира. Средний уровень цен в магазине — 1500 рублей, наценка — от 30 до 200%.

Сколько нужно денег на открытие магазина настольных игр

  • Торговое оборудование (стеллажи, витрины и т.д.) — от 50 тыс. руб.;
  • Закупка первой партии товаров — от 100 тыс. руб.;
  • Регистрация ИП, открытие расчетного счета — от 2 тыс. руб.;
  • Депозит по аренде на 1 мес. — от 10 тыс. руб.;
  • Реклама и продвижение — от 5 тыс. руб.;
  • Создание сайта — от 15 тыс. руб.;
  • Прочие расходы — от 20 тыс. руб.

ИТОГО ~ от 200 тыс. рублей.

Уникальность магазина настольных игр в том, что он продает не товар - он продает настроение. Как шутит владелец тульского магазина настольных игр (ООО «Игротэк»): «Наш клиент - это дети в возрасте от 0 до 99 лет». Если говорить более серьезно, то основной клиент магазина - дети от 3 лет и взрослые до 35 лет. Важно, чтобы ассортимент продаваемых игрушек удовлетворял потребности абсолютно всей целевой аудитории. Есть правда одна проблема. Многие клиенты имеют смутное представление о настольных играх (кроме классических шахмат и домино). Поэтому основная задача продавцов магазина - доходчиво объяснить суть игры, сделать так, чтобы клиент заинтересовался товаром.

По опыту ООО «Игротэк» основной метод продвижения магазина - это живая демонстрация игр. Человеку трудно понять, за что он платит 2-3 тысячи рублей, просто держа в руках цветную коробку и слушая описание продавца-консультанта. Другое дело, когда покупатель лично опробовал две-три приглянувшиеся игры и загорелся непременно купить одну из них.

Хорошо помогает раскрутить магазин и другой способ продвижения— организация и проведение регулярных турниров по настольным играм в каком — нибудь популярном кафе или клубе.

В расцвет интернет-торговли наличие у магазина собственного сайта — большой плюс. Не обязательно, чтобы сайт продавал больше реального отдела. Главное, чтобы на нем было выложено подробное описание игр, правила, рекомендации по возрастным группам, полезные советы и статьи. Это несомненно повысит статус магазина, и будет способствовать росту продаж.

Какую франшизу выбрать

Для начинающих предпринимателей существует вариант открытия бизнеса по франшизе. Например, можно заключить договор с федеральной розничной сетью «Мосигра». Данная сеть насчитывает 72 магазина в 49 городах России, Украины, Беларуси и Казахстане. Условия вступления во франчайзинговую сеть таковы: паушальный взнос - 80 тыс. рублей, общие вложения в бизнес - от 600 тыс. руб., окупаемость бизнеса - до 12 мес.

Пошаговый план открытия магазина настольных игр

  1. Выбрать людное место торговли. К примеру, торговый центр.
  2. Подобрать ассортимент настольных игр, охватывающий интересны разных возрастных групп.
  3. Оформить документы и пройти регистрацию в государственных органах.
  4. Выполнить рекламную кампанию, направленную на популяризацию магазина: организация турниров, интересные повествования об настольных играх.

Сколько можно заработать на открытии магазина настольных игр

Для определения ценовой политики своего бизнеса необходимо провести анализ цен конкурентов. На первых этапах развития наценку стоит делать немного меньшую. Также можно заказать настольные игры оптом непосредственно у фирм производителей. Простые действия помогут окупиться магазину на протяжении 4-6 месяцев. Наценить каждую настольную игру можно от 30% до 200%: зависит от востребованности продукта.

Как выбрать оборудования для магазина настольных игр

Для нормальной работы магазина на первом этапе понадобятся стеллажи и полки для размещения товара. В центре зала стоит разместить стол для проведения рекламных кампаний, турниров. Магазин должен выглядеть аккуратно и интересно оформленным.

Какой ОКВЭД указать при организации магазина

При организации магазина настольных игр стоит использовать ОКВЭД:

  • 65 - Розничная и оптовая торговля настольными играми;
  • 91 - торговля настольными играми по почте или по средствам сети Интернет.

Какие документы нужны для открытия

Для организации магазина потребуется регистрация ИП. Зарегистрироваться может каждый гражданин России, достигший 18 летнего возраста и не являющийся работником государственных служб. Документы для оформления ИП:

  1. Заявление в установленной форме.
  2. Копия паспорта, свидетельства о рождении.
  3. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Какую систему налогообложения выбрать

Существует 3 оптимальных варианта налогообложения магазина настольных игр:

  • Единый налог на вмененный доход.
  • Патентная система налогообложения.
  • Упрощенная система налогообложения.

При открытии магазина настольных игр площадью не более 50 кв. м эксперты советуют использовать ПСН: нет необходимости сдавать декларации, обязательный платеж выполняется один раз в год.